Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 10:24
Сайт учителя физической культуры и 
преподавателя-организатора ОБЖ 
МБОУСОШ №11 г.Североморска
Дмитриева Вячеслава Сергеевича
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [1]
Конспекты уроков [2]
Внеклассная работа [1]
ОБЖ и чтение [5]
Физкультура и урбан культура [2]
Публикации [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конспекты уроков

ОБЖ, 8 класс
[ Скачать с сервера (6.06 Mb) ] 10.04.2017, 16:42

Цель урока – освоение знаний об особенностях чрезвычайной ситуации “землетрясение” и правилах поведения в ней.

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент, создание положительного настроя на работу (2-3 мин.)

Приветствие, 14 февраля. Вопрос: было бы здорово куда-нибудь съездить отдохнуть. Куда бы вы хотели съездить? (Ответы учащихся)

2. Формулировка темы урока и целей

- Мы отдыхаем на море, в горах, в южных странах. И именно там человек может оказаться в чрезвычайной ситуации, (картинка на СЛАЙДЕ – дети формулируют тему). Запишите тему урока. ЗемлЕтрясение

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? Что мы должны узнать? Чему научиться?

3. Изучение нового

3.1. Посмотрим видео и обсудим его.

ВИДЕО

- Чтобы проработать материал, составим схему, как происходят землетрясения (рисую – спрашиваю)

3.2. Про шкалы СейсмОлогия

Сейсмографы

Карта России и мира – Как вы думаете, является ли Россия сейсмоопасной зоной?

4. Тест: «Правда или нет»

- У вас есть вопросы про землетрясения? Все понятно?

- Проверим, как вы поняли материал! Внимание на экран. (руками отвечают)

5. Правила поведения в ЧС

- Для чего мы изучаем особенности ЧС Землетрясение? Чтобы понять, как правильно себя вести.

Некоторые правила поведения изображены на этих картинках. Кто может сформулировать изображенные здесь правила?

(ПОКАЗ нескольких картинок-правил), формулирование правил.

ЕСЛИ ДОМ НАЧНЕТ КАЧАТЬСЯ – ПАНИКЕ НЕ ПОДДАВАТЬСЯ

К ЗДАНИЯМ НЕ ПОДХОДИ, ПО ЦЕНТРУ УЛИЦЫ ИДИ

6. Самостоятельное изучение правил

- Конечно, мы познакомились не со всеми правилами поведения во время землетрясения. Сейчас вы получите полный список этих правил. Я предлагаю их проработать в группах, выполняя очень интересное задание. Представьте, что известное туристическое агентство заказало вашей группе разработать оптимистичные, жизнеутверждающие плакаты, как вести себя в той или иной ситуации землетрясения, находясь на отдыхе. Разделитесь на группы, каждая группа получит свой контракт (раздать) Время работы – не более 10 минут.

 

ВЫДАТЬ контракты, материалы.

7. Защита проектов

8. Подведение итогов, рефлексия 

Оцените 1) свои впечатления от урока по шкале Рихтера (от до )

               2) удовлетворенность своей работой на уроке – по шкале Меркалли (от  до  )

 

 

 

 

Под опасным природным явлением понимается событие природного происхождения или результат протекания природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. Чтобы подчеркнуть степень опасности природного явления или процесса пользуются таким понятием, как стихийное бедствие.

Стихийное бедствие – это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

ЧС природного характера это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими процессами и явлениями

  • Опасное геологическое явление – событие геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний. Данное явление оказывает или может оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Наиболее распространенными геологическими явлениями являются землетрясения, вулканические извержения, обвалы, оползни. На территории РБ землетрясения и оползни. Эпицентры землетрясений находятся вне пределов РБ, но сейсмические волны доходят и до ее территории.

  • Землетрясения –это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные геофизическими или космическими причинами.

Различают землетрясения тектонические, вулканические и вызванные падением на Землю космических тел. В недрах Земли под действием глубинных тектонических сил возникают напряжения, слои подземных пород деформируются, сжимаются в складки. С наступлением критических перегрузок они смещаются и рвутся, образуя разломы земной коры. Разрыв совершается мгновенным толчком или серией толчков имеющих характер удара. Очаги землетрясений возникают в основном на глубине 20–30 км. Относительно физических процессов в Земле, вызывающих тектонические землетрясения, существует ряд гипотез. Рассмотрим наиболее правдоподобную.

Наша планета состоит из железного ядра, которое по размеру немного меньше Луны и имеет температуру 6000 0С. Внутри ядро имеет кристаллическую структуру, снаружи – расплавленную. Ядро окружает нижняя и верхняя мантия, глубиной примерно 630 км, верхняя часть – земная кора, имеет глубину около 40 км.

Измерения с помощью приборов показали, что скорость вращения ядра и остальных составляющих планеты различаются. Ядро обгоняет остальную часть примерно на 30в год. Это и создает условия для возникновения напряжений в тектонических плитах.

При землетрясении происходит разрядка энергии, накопившейся в недрах Земли. Энергия, выделившаяся на глубине, передается посредством упругих волн в толще земной коры и достигает поверхности Земли, где и происходят разрушения. Размеры очага землетрясения обычно колеблются в пределах от нескольких десятков метров до сотен кило­метров. Располагаются они в основном в земной коре, а также в верхней части мантии Земли.

Известны два главных сейсмических пояса Земли: Среднеземноморско-Азиатский и Тихоокеанский. Республика Беларусь в состав этих поясов не входит, но упругие волны могут доходить и до ее территории. Основные параметры, характеризующие землетрясение – интенсив­ность и глубина очага. Интенсивность землетрясения на поверхности Земли оценивается в баллах.

Мерой общей энергии сейсмических волн служит магнитудаземлетрясения - условное число М, зависящее от максимальной амплитуды смещения частиц почвы.

Чем больше амплитуда смещения частиц почвы фиксируемая сейсмографом, тем больше магнитуда. Сила землетрясения зависит от глубины высвобождения энергии, чем глубже расположен очаг землетрясения, тем меньше разрушительной энергии доходит до поверхности.

Первую шкалу оценки магнитуды предложил американский ученый Рихтер. Шкала была девяти бальная и широкого применения не нашла. С 1998 года в странах Европейского союза применяется более современная Европейская макросейсмическая шкала (EMS), таблица 2.3.

Ежегодно на планете Земля происходит более 100 тысяч землетрясений, из них: бальностью 5,6 – 5000–7000 землетрясений в год, бальностью 7,8 – примерно 100–150 землетрясений в год, бальностью 9,10 – примерно 15–20 землетрясений в год, бальностью 11,12 – одно, два землетрясения в год.

Другим опасным геологическим явлением является оползень.

  • оползень – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков или иных процессов.

Оползни происходят весной и летом не только в горах на высотах 1000 – 1700 м, но и на склонах, крутизна которых достигает 190 и выше, на берегах крупных рек.

Таблица 2.3 Краткое содержание современной Европейской макросейсмической шкалы ЕMS-98

Интенсивность, баллы

Определения

Описание типичных наблюдаемых эффектов (сокращенно)

1

Неощутимое

Не ощущается

2

Едва ощутимое

Ощущается только некоторыми людьми, находящимися в покое в помещении

3

Слабое

Ощущается в помещениях некоторыми людьми. Находящиеся в покое в помещении люди ощущают раскачивание или легкое дрожание

4

Широко

наблюдаемое

Ощущается многими людьми в помещениях, вне помещений только немногими. Некоторые люди пробуждаются. Окна и двери скрипят, дребезжит посуда

 

5

 

Сильное

Ощущается большинством людей в помещениях, вне помещений только немногими. Многие спящие люди пробуждаются. Некоторые испуганы. Все строения дрожат. Висящие предметы сильно качаются. Мелкие предметы сдвигаются. Окна и двери качаются, раскрываются или закрываются

6

С легкими

повреждениями

Многие люди испуганы и выбегают из помещений. Некоторые предметы падают. Многие дома слегка страдают от неструктурных повреждений вроде волосяных трещин или падения кусков штукатурки

 

7

 

С повреждениями

Большинство людей испуганы и выбегают из помещений. Мебель сдвигается и предметы падают с полок в большом количестве. Многие обычные дома страдают от умеренных повреждений: мелкие трещины в стенах, выпадение штукатурки, часть дымовых труб падает, старые здания могут обнаруживать большие трещины в стенах и выпадение заполнителей из стен

8

С сильными повреждениями

Многие люди с трудом удерживаются на ногах. Многие дома имеют крупные трещины в стенах. Некоторые хорошо построенные обычные дома показывают очень сильные повреждения стен, в то время как старые слабые постройки могут обрушиться

9

Разрушительное

Общая паника. Многие слабые конструкции обрушиваются. Даже хорошо построенные обычные дома очень сильно повреж-даются: выпадение стен или частичные конструктивные разрушения

10

Очень разрушительное

Многие обычные хорошо построенные дома обрушаются

11

Опустошительное

Большинство обычных хорошо построенных домов, даже некоторые с хорошим антисейсмическим проектом, разрушаются

12

Полностью опустошительное

Почти все здания полностью разрушаются

 

Оползни могут быть: -быстрые (скорость перемещения масс 0,3 м/мин);

  • умеренные (скорость перемещения масс 1,5 м/месяц);
  • очень медленные (скорость перемещения масс 1,5 м/год);
  • исключительно медленные (скорость перемещения масс не превышает 0,06 м/год).

В Республике Беларусь оползни наблюдаются на некоторых склонах возвышенностей и, как правило, очень медленные или исключительно медленные.

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: bezobid1988
Просмотров: 421 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Минобрнауки РФ
  • Минобрнауки МО
  • УО ЗАТО г.Североморск
  • ИРО МО

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz